В Перу обнаружили роскошный тронный зал могущественной женщины-моче
Археологи и реставраторы, работающие на месте Моче Паньямарка в долине Непенья на северном побережье Перу, обнаружили тронный зал с колоннами с изображениями и доказательствами того, что им пользовалась высокопоставленная женщина-лидер – вероятно, жрица или королева.
Об этом говорится в пресс-релизе ученых, обнародованном в Pañamarca Digital.
Паньямарка является южным монументальным центром культуры Моче - сообщества, которое поселилось в прибрежных долинах северного Перу примерно между 350 и 850 годами нашей эры.
Археология Моче хорошо известна своими богатыми элитными гробницами, удивительной архитектурой и произведениями искусства, а также сложными религиозными артефактами и образами. Построенный на вершине гранитного холма в нижней части долины Непенья, Паньямарка состоит из ступенчатой глинобитной платформы, двух низших, но больших глинобитных платформ, большой площади с глинобитными стенами и многих других построек, в том числе каменного здания периода формирования.
Красочные настенные росписи Паньямарки были впервые опубликованы в 1950-х годах. Обнаруженные на площади и платформах, они изображают священников и воинов в процессии, битвы между сверхъестественными существами, необычного двуликого человека и сцены церемониальных действий, связанных с пленными людьми. Но тронной комнаты для королевы никогда раньше не было ни в Паньямарке, ни где-нибудь еще в древнем Перу.
Тронный зал для королевы
Глинобитный трон окружают стены и колонны, на которых изображены четыре разных сцены могучей женщины, которая в некоторых случаях принимает посетителей в процессии, а в других – сидит на троне. Она изображена на стенах и колоннах тронного зала, а также на внутренних поверхностях самого трона, ассоциируется с полумесяцем, морем и его созданиями, а также с искусством прядения и ткачества.
Фрески, обнаруженные в июле, включают редкую сцену целой мастерской прядущих и ткущих женщин, а также процессию мужчин, несущих текстиль и корону женщины-лидера.
"Панамарка продолжает удивлять нас не только неустанным творчеством своих художников, но и тем, что их работы переворачивают наши ожидания по поводу гендерных ролей в древнем мире Моче", - отметила Лиза Тревер, профессор истории искусств Колумбийского университета.
Ученые спорят о том, является ли женщина, нарисованная на стенах тронного зала, человеком или мифическим существом - жрицей или богиней. Но физические доказательства трона, включая эрозию его спинки и восстановленные бусины из зеленого камня, тонкие нити и даже человеческие волосы, свидетельствуют о том, что на нем сидел настоящий живой человек — и все доказательства указывают на женщину-лидера Паньямарки.
Раскопки в рамках проекта на площади Паньямарки также обнаружили монументальное здание, о котором ранее не было известно. Зал сплетенных змей был построен с широкими квадратными колоннами. Многие из этих столбов были украшены рисунками переплетающихся с человеческими ногами змей — мотив, который не встречается нигде в искусстве Моче.
Другие поверхности были украшены изображениями воинов, оружия и преследующего человека большого чудовища. Зал плетеных змей подвергся многочисленным обновлениям, включавшим многочисленные материальные изменения, особенно текстиль, напольное покрытие и побелка ранее украшенных стен.
"Этот зал, расположенный над площадью, обеспечивал заметное место - почти как ложа в театре или на стадионе - откуда можно было наблюдать за происходящим внизу, а также обеспечивал частные места для своих привилегированных жителей", - добавил археолог Микеле Л. Кунс. из Денверского музея природы и науки.
Как сообщал "Апостроф", на юге Турции археологи обнаружили таинственную могильную табличку византийского периода, которая использовалась для защиты и охраны зданий от злых сил и врагов и была своеобразным талисманом.