Чемпионка по пауэрлифтингу Соловьева: "Стала человеком благодаря спорту"
Одной из самых титулованных украинских спортсменок в истории Паралимпиад является Лидия Соловьева, в коллекции которой полный комплект наград. Она начинала в уже далеком 2000 году в австралийском Сиднее, где завоевала серебро. В 2012-м в Лондоне у нее на счету была бронзовая медаль, а в Афинах-2004, Пекине-2008 и Рио-2016 – три золотые медали.
Год назад после неудачного чемпионата Европы Лидия решила завершить карьеру, но продолжает следить за международными соревнованиями по пауэрлифтингу и по сей день. При этом о продолжении карьеры в качестве тренера или консультанта в сборной не задумывается, будучи уверенной: “У команды все хорошо”.
Завершила карьеру – по состоянию здоровья
Игры в Париже будут первыми после Сиднея-2000, где мы не увидим на помосте Лидию Соловьеву. На протяжении шести Игр подряд спортсменка была в когорте лучших атлетов мира в своем виде спорта. При этом она словно предвидела свой уход, сразу после Токио-2020 в сердцах выпалив: “Ухожу с позором”. После этого она вернулась и даже выиграла бронзу чемпионата мира. Но затем был неудачный чемпионат Европы, где Соловьева осталась без медали и с обострением болезни на нервной почве.
“Ушла по состоянию здоровья, – рассказывает Лидия в беседе с Vesti.ua. – Если же возвращаться к той фразе, произнесенной после Токио-2020, то тут надо понимать, что я со всех Игр раньше возвращалась с медалью, трижды – с золотой. А тут – впервые без награды. К тому же к тому олимпийскому циклу мы готовились как никогда. А в итоге проиграла я всего один килограмм. Да, я серьезно собиралась уходить, но меня остановил тренер. Он меня просто уговорил: “Не надо, это не последняя твоя Паралимпиада”. И не только тренер уговаривал меня, но и руководство Инваспорта в Днепре, и болельщики… И я решила остаться.
Большим эмоциональным толчком было то, что я выиграла бронзу на чемпионате мира. Уже стала забывать о Токио. Но потом я поехала на чемпионат Европы и проиграла. После этого был надрыв, пошатнулось здоровье, и я ушла из спорта окончательно”.
А отвечая на вопрос, повлияло ли на результат в Токио то, что подготовка к Играм из-за пандемии коронавируса длилась не четыре года, как обычно, а пять лет, заметила:
“Да, это повлияло очень сильно. Спорт – это вообще такая штука, тут перенос соревнований на один день может все сильно изменить. А год… Это не только на мне, это на всех сказывается. Мы были на очень хорошем пике, а этот год очень повлиял”.
Началось – с успеваемости в техникуме
Как это часто водится, спортивная карьера Лидии началась в какой-то мере случайно. К тому же в пауэрлифтинг спортсменка пришла поздно, только в 21 год. В Луганском специализированном техникуме для инвалидов, где Соловьева училась на швею-мотористку, с успеваемостью не складывалось. Но… все, как всегда, решил случай. Училищу понадобилось представить команду для участия в соревнованиях по тяжелой атлетике – чемпионате области. Предложили участвовать Лидии, и та не растерялась, хоть до этого штангу в глаза не видела: "Только вы мне закроете годовые оценки. И учтите: тройки меня не устраивают – мне без стипендии никак". Кто бы мог подумать, что в тот момент юная спортсменка выторговала себе не только оценки, но и новую судьбу.
Соревнования прошли более чем удачно. Сама Лидия так описывает тот турнир: ”Я там выступила, хоть и не представляла себе, что это так масштабно. Я выполнила подходы, после чего тренер предложил проверить мой максимальный результат. И я тогда при собственном весе 35 кг выжала 50 кг. Это был на то время шикарный результат. Потом я уже поехала на чемпионат Украины в Днепр, мой родной город. И я на турнире установила рекорд. После чего мне предложили выступать за Днепр, и я обеими руками сказала, что хочу выступать и жить-тренироваться в родном городе. И после этого я уже начала сотрудничество с Александром Алферовым, которого считаю своим первым и единственным настоящим тренером. Мы с ним вплотную начали работать и работали вместе до последнего дня”.
Ее тут же заметили – и стали прицельно готовить к чемпионату Европы. А уже через год она стояла на пьедестале XIV летних Паралимпийских игр в Сиднее – серебро досталось украинской дебютантке. Но даже тогда она масштаба собственной победы не осознавала. Оживилась, только когда ей сказали, что за паралимпийскую медаль полагается вознаграждение.
"Мне нужна была квартира", – вскользь упоминает она. Лидия жила в интернате для людей с инвалидностью, и ее главной мечтой были не рекорды и медали, а собственное жилье. Так, ведомая исключительно практическими соображениями, Соловьева со временем вошла в число паралимпийцев-легенд.
Самое яркое впечатление – первая Паралимпиада
У Лидии Соловьевой от рождения поражен опорно-двигательный аппарат. Она родилась больной нанизмом, мать бросила дочь в роддоме, и девушка воспитывалась в интернате. Впрочем, со временем, когда пришли успехи, она стала знаменитой и постоянно мелькала на телевидении, мать ее разыскала, и сейчас они живут вместе.
А тогда, после успеха на чемпионате Украины в Днепре, она вернулась в родной город и с тех пор занималась пауэрлифтингом в областном центре Инваспорта.
Уже по завершении карьеры, говоря о своем самом ярком воспоминании за все эти годы, спортсменка отмечает: “Конечно, это Сидней! Я тогда еще молодой была и мало что понимала. И даже серебру своему как-то особо не порадовалась. Но когда я получила премию после Игр, то поняла, что такое спорт. Это были огромные деньги по тем временам. Я тогда и квартиру купила, и “в квартиру”, как говорится. Все обставила. Можно сказать, стала полноценным человеком благодаря спорту. Я никогда не забуду того, сколько для меня сделали Елена Зайцева, Валерий Сушкевич, тренер Александр Алферов. Последняя Олимпиада запомнилась с негативной точки зрения, сидели в гостинице в Токио, никуда не выезжали и ничего не видели. А вот Сидней-2000 – самое яркое воспоминание в жизни.
"Любой спорт изнурительный"
При этом Лидия Соловьева – заводила от природы. Ей интересно все, что происходит вокруг, она способна рассмешить и очаровать любого. На вопрос, как она справляется с нагрузками, беззаботно машет рукой: "Любой спорт изнурительный, возьмите хотя бы шашки".
Конечно, с пауэрлифтингом мало что сравнится по энергозатратности. Ежедневные тренировки по два часа в день; на сборах – и того чаще. Нагрузки чередуются: сегодня – жимовая, завтра – общая физическая подготовка, направленная на восстановление. У параатлетов – такая особенность, длительное восстановление. "Мне в этом повезло, я в свое время восстанавливалась быстро, как молодые спортсмены. А некоторым надо больше времени".
Следит за всеми соревнованиями, как и раньше
Впереди – Париж-2024 и первая Паралимпиада без участия Лидии Соловьевой. Тем не менее спортсменка продолжает следить за спортивной жизнью, но уже из дому, в роли телезрителя, специалиста. На вопрос: “Будете ли следить за Паралимпиадой?”, отвечает: “Конечно, буду, я за всем слежу. Вот чемпионат мира совсем недавно был, чемпионат Европы. Я в курсе всех событий”.
А вот поехать в Париж лично, в качестве тренера или консультанта, не сильно стремится. “Я вам скажу, что и без моей подсказки там могут обойтись. Тренеры в нашей сборной очень хорошие. И без меня разберутся. У нас тренеры в команде, и не только в пауэрлифтинге, – большие профессионалы. Там в курсе все. Они все это знают и без лишних советов. Они все – классические тренеры – бывшие спортсмены. Мой личный тренер Алферов работает в Инваспорте с 1995 года. Вот и посчитайте, сколько это лет и какой огромный у него опыт”.
А что касается работы с детьми, Лидия несколько лет назад заметила: “Да я их всех поубиваю! И пирожки в тюрьму никто не принесет. Я люблю детей на расстоянии. Это очень тяжелый труд, знаю это и по своему тренеру, и по другим".
***
Сейчас Лидия Соловьева определяет свой статус словами “на заслуженном отдыхе”. А говоря о своей финансовой ситуации, добавляет: “Несмотря на войну, я как бывший спортсмен-ветеран получаю достойную стипендию. Это огромная помощь от государства. У нас каждого спортсмена, который уходит достойно, не забывают”.