Китаево: в качестве примера создания Коллективного Мифа и непонимания Времени

Китаево: в качестве примера создания Коллективного Мифа и непонимания Времени

Данная статья есть попытка объяснить создание и влияние коллективного мифа на общество, на примере событий происходящих вокруг урочища Китаеве.

Часть 1 "Время и история коллективного мифа".

Когда впервые попадаешь в Китаеве, оказываешься не просто в исторической местности, где все дышит историей, постепенно вы теряетесь во Времени, проникая Его историей и красотой ландшафта. И постепенно, вы становитесь заложниками красоты и Его истории и этого достаточно, чтобы поверить во что-либо, даже в Легенду. Следует только ее создать. И вера каждого, кто оказывается здесь, создает тот же Коллективный миф.

Людям свойственно верить в легенды. Это нормально. Хуже, когда они начинают издавать мифы за реальность, когда люди начинают теряться во времени не осознавая реальность .

Проблема украинцев как раз в том, что большинство из нас, оказалось в своеобразной «временной ловушке», таком себе «пост-советском средневековье», когда Советской империи уже давно нет, но по инерции люди продолжают верить в то, что прошлое может вернуться, надо только подождать, и упаси Боже, ничего не трогать и не менять.

Но присуще ли это только настоящему? Как ни странно, мифотворчество существует столько, сколько существует общество. Вернемся на 400 лет назад, когда киевляне создали себе миф, что Киев это Троя. Вот что писали об этом.

В 1584 году гданский купец Мартин Груневег, посетивший Киев, так описывает: «Русины знают, каким могущественным городом был Киев, и то, что он был столицей их князей… Еще и сегодня они имеют перед глазами ценное строение Софийского собора, а через несколько миль вокруг видны разрушенные стены. Поэтому они говорят, что город простирался на 7 немецких миль, многие также верят, что Троя стояла на том же месте…»

В 1666 году в Нюренберге, была издана книга, где отмечалось: «в пещерах киевских можно увидеть гигантские тела Гектора, Приама, Ахила и других троянских и греческих героев, нетленных на протяжении веков»

В 1584 году поэт Себастьян Кленович писал следующее: «много в Киеве тех, кто остатки Трои ищет»

А в 1618 году в поэме Яна Домбровского Camoenae Borysthenides (Днепровские музы), есть следующие строки:

«По краю цветущему, погожим будешь, пресула милая,

Да не роскошные в Киеве встретишь постройки, а убогие,

Народ по которым и по сей день фригийской древней Трои

Мечтает еще снами, что так на жизнь их современная не похожа».

Чтобы окончательно закрепить миф о Киеве – Трое, достаточно вспомнить, что суффикс –щин означает принадлежность к чему-то. Киевщина, принадлежность к Киеву, несложно догадаться, как называется местность вокруг Трои – Троещина.

Как можно увидеть, для создания мифа не так уж много и нужно – наложить на настроения в обществе немного истории, немного легенд и глашатаев, которые это будут разносить в народе. Так например, работает путинская мифология .

То есть, можно с уверенностью утверждать, что и тогда и сегодня, людям свойственно создавать мифы. И побуждает их к этому, желание вернуться в величественное прошлое не от ностальгии, а от нежелания воспринимать реальность настоящего и менять свои жизни (пример все того же мифотворчества в России). Можно сделать вывод – мифотворчество это проявление собственного нежелания перемен, получить результат не прилагая усилий .

Но хорошо ли это или плохо? В строках Яна Домбровского стоит обратить внимание на фразу: «Да не роскошные в Киеве встретишь постройки, а убогие…». Я уверен, что и нынешние киевляне подтвердят эту истину. К сожалению, мы не можем похвастаться качественной архитектурой. И это нужно признать как факт, а не вводить себя в заблуждение очередными оправданиями. А это значит, что создавая постоянно мифы, мы сами себя обманываем, не давая себе возможности воспринимать Реальность такой как она есть. И как можно увидеть, это происходит столетиями.

То есть ответ очевиден – бесконечное создание коллективных мифов и создающее для нас ловушку во Времени, не дает нам развиваться и постоянно тянет нас в Прошлое, а не в будущее .

Итак, при чем здесь Китаево? И при чем здесь вышесказанное? Попробую объяснить.

Я сознательно, не буду делать акцент на версии летописного Пересека. Известно, что версию нахождения рядового в Китае, изложил профессор Максимович. Хотя были и другие локации. В «перечне городов Воскресенского свода», Пересечение было между Юрьевым (возле современной Белой Церкви) и Васильевым (современный Васильков). Есть версия, что Пересечение как столица уличей находилось на Игрене в современном городе Днепр. Поэтому локации разные. Возможно, даже существовало несколько городов с таким названием, как Переяславль или Владимир.

Поэтому опровергнуть версию Пересека в Китаеве, так же сложно как и доказать.

Поэтому, рассмотрю аргументы, которые можно подвергнуть критическому анализу в противоположность тем, которые и задействованы в создании мифа вокруг урочища Китаеве. Что и будет сделано в следующих частях.

Часть 2. «Миф первый поселок».

Тем, кто еще не знает историю Китая, кратко объясню. Современный Китаев – это городище 9-13 веков, где остались остатки земляных укреплений, курганы и пещеры. Это факт.

А есть миф, который начинают создавать. Это существование рядом с Городищем т.н. «Поселение».

Археологические исследования в данной местности проводятся регулярно с 1874 года, но преимущественно на территории Городища и месторасположении курганов. Впервые о существовании поселения, археологи заговорили в 1947 году и затем, уже неоднократно, этот термин появляется в каждом отчете археологической экспедиции, но что удивительно, никаких убедительных доказательств не приводится только на уровне веры и отдельных артефактов, что не присуще научному подходу .

В экспедиции Ивана Молчана в 1973 году территория поселения определена на площади «более 15,9 га». Почему именно такая цифра, неизвестно, хотя бы потому, что сам Иван Мовчан, в отчете указал, что работы проводились на площади всего 180 кв.м. Со временем, в археологических отчетах, площадь росла до 20…40 и, наконец, последняя экспедиция в 2021 году установила рекорд в 75 га!

Так что не так с существованием поселения ?

Аргумент первый, поселение не создавалось рядом с укрепленным городищем, как утверждают археологи. Поселение само должно быть укрепленным.

Безопасность – главный фактор для проживания людей, иначе шансы выжить будут чуть выше нуля, то есть никаких . Ближайший рейд незваных гостей с Востока, уничтожат здания, еще до того как они превратятся в поселения в любом виде, не говоря уже о таких невероятных размерах в десятки гектаров, судьба жителей тоже незавидна – смерть или рабство . Поэтому выбирали люди, в первую очередь труднодоступные места, которые без особого труда можно укрепить валом и частоколом. Как раз Китаевское городище больше всего подходит к этому. Если люди и расширяли ареал обитания на равнине, то сначала им нужно было создать систему укреплений, а уже потом думать о жилье.

И важно отметить, что ни одна из экспедиций не обнаружила никаких следов укреплений.

Так что мешало построить укрепление вокруг поселения?

Аргумент второй , для строительства укрепления нужны ресурсы. Люди, сырье, средства и, что важно – продукты. А как важна тогда была еда в те времена, говорит История. К примеру, в 1092 году произошел голод. Сначала поля вокруг Киева повредили те самые незваные половецкие гости, затем жара нанесла ущерб и как результат, по летописным сообщениям в течение нескольких дней было продано 7000 крестов. Но большинство покойников хоронили в скудельницах – братских могилах, поэтому умерших от голода было еще больше. И это в самом большом и богатом городе Руси, то о каких шансах выжить у жителей Пересечня? Это все, что нужно знать о важности ресурсов.

А значит, чтобы иметь достаточно ресурсов, нужна экономическая деятельность. Поэтому экономическое развитие является вторым критерием существования поселения после безопасности.

Впрочем, жителям города, чтобы получить еду, нужно что-то предложить крестьянам, изделия ремесленничества или другие товары. А какие условия должны сложиться, чтобы ремесленники и купцы переехали из Киева в Пересечение? История ничего не говорит о большом городе Пересечения. И тут подходим к третьему аргументу, а какие города по размеру тогда были и сколько теоретически, там жило народу? Почему вызывают сомнения вокруг размеров поселения в 75 га, или даже 15 га.

Аргумент третий , чтобы понимать размеры городов Руси в тот период, нужно иметь несколько цифр для сравнения. Киев, в монгольское время имел площадь 300га. Это самый большой город Руси и Европы. Чернигов, Смоленск имели площадь в 120 га. Это большие города. Галич, Рязань, Суздаль площадью от 40 до 50 га. Это средние по размеру города. А большинство городов имели размеры 2-4 га, то есть такую ​​площадь имеет Китаевское городище (2,2 га).

Относительно количества населения разные специалисты оценивают количество от 100 до 200 человек на гектар. Есть еще одна важная вещь, которой оговаривалась площадь городов. Город при угрозе нападения, должен еще и приютить крестьян и их скот, потому что потеря скота, сразу означала смерть от голода. Соотношение городского и сельского населения примерно составляло 1:10. На территории Киева проживало по разным оценкам от 30 до 50 000 человек, и соответственно где-то до 500 000 крестьян вокруг. Когда археологи, открывшие город Изяслав в Хмельницкой области, то на площади около 2 га, нашли останки 1500 человек, это и горожане (их где-то было до 200 человек) и остальные крестьяне искавшие защиты за стенами города.

Возвращаясь в поселение в Китае, если взять нижнюю планку в 15.9 га и 100 человек/га, получим примерно 1600 человек. Если самая высокая 75 га и 200 человек/га, получим 15 000 человек. И сравним с размерами и численностью населения тогдашних городов. Мог ли пересечение иметь такие размеры, учитывая вышеизложенные аргументы? Оставляю выводы сделать каждому.

Теперь по отношению к диапазону численности от 1600 до 15 000 человек. Разница между которыми почти в 10 раз. В Средневековье просто не было таких демографических скачков городского населения. Тот же Киев, достигший после монгольского нашествия отметку в 50 000 человек, аж в 1840х годах. А вот уже в капиталистическую эпоху, пошел стремительный рост населения, и это опять пример того, что люди не осознают времени эпох! Не понимают, что Тогда и Теперь, жизнь была разной.

Чтобы окончательно разобраться с существованием поселения, нужно разобраться с фактом его существования.

Аргумент четвертый , каждое поселение, даже после смерти, оставляет после себя следы человеческой деятельности и фактически структуру города (укрепление, остатки домов и улиц, каменные фундаменты церквей, орудия быта и даже захоронения). Причем каждая эпоха имеет свои особенности, и соответственно свой культурный слой. И вот здесь возникают вопросы.

Археологи, довольно логично, указывают, что поселение было сожжено, при чем, как они утверждают сожжено дважды, в 1240 году во время нашествия Бату-хана и в 1482 году Менгли-Гереем (это не считая систематических пожаров, преследовавших Киев вплоть до 19 века. Именно после пожара 1811 года была сделана большая перестройка Подола и никому в голову не приходило говорить, что уничтожают наш город).

Но в своих отчетах, археологи, почему-то не упоминают об обгоревшей древесине на городе пожара, учитывая, что застройка была деревянной, и как минимум должно быть два культурных слоя и следов пожаров. Если у вас есть поселение в 75 га, не сложно представить масштабы такого пожара.

Другое, что вызывает удивление при ознакомлении с Отчетами, это совершенно не понятный симбиоз эпох. Например, в шурфах на территории участка Китаев-1, на глубине всего 0,5м, отмечено, что обнаружена и материал трипольской эпохи (3000 г. до н.э), и материал 10-13 вв., и материал 14-16 вв. Как через 4500 лет это все могло оказаться в одном культурном слое, для меня остается загадкой. Такая же ситуация и на другом участке Китаев-2, там тоже, археологи отчитываются, что в шурфах на глубине 0,6 м, встречается материал и трипольской эпохи и древнерусской одновременно.

Как это объяснить, даже не понимаю. Возможно племена славян пришли на эту территорию сразу после трипольцев покинувших эту территорию только в 10 веке. А может быть, средства быта все 4000 лет, ожидавшие в свое время, и ни скифам с сарматами, ни антам, ни германцам ни другим народам которые здесь могли быть, она была не нужна, а в 10 веке, вдруг пригодилась нашим предкам. Кстати, об этих народах и эпохах, вы так же, не узнаете от археологов. И что вызывает удивление, а где археологический материал 17-20 веков? Итак, именно в это время Китаев начинает активно развиваться и материала должно быть более чем достаточно.

Так что создается такое впечатление, что город просто растворился в темноте древности и остался только на бумаге археологических отчетов.

Знали все это археологи? Надеюсь, что да. Почему они не дают аргументированные и профессиональные объяснения, чтобы не вводить людей в заблуждение? Конечно, это известно только им. Возможно, из-за давления Офиса генерального прокурора (читай Офиса Президента), возможно из-за желания привлечь к себе внимание таким образом, возможно из-за запроса у общества именно на коллективный миф. Но как этот коллективный миф создается?

Часть 3. Миф второй «герои и воры».

У каждого мифа есть и авторы и персонажи. Когда люди слышат от археологов рассказ о китаевском поселении, они априори воспринимают это на веру. Миф, тем и отличается от науки, что он воспринимается на веру, не требуя улик. Особенно когда вы слышите это от специалистов. Еще Пифагор, слушателей, приходивших к нему в школу, разделил на две группы – «акусматики» и «математики». Первая, была гораздо больше второй. Эти слушатели воспринимали все на веру, буквально, как сказано. Для них главным было чувствовать себя причастными к учению великого Учителя. А вот «математики», требовавшие от Учителя доказательств, и именно им принадлежит развитие науки, и все что до нас дошло от пифагорейцев, их заслуга.

В современном обществе все так же. Люди не меняются с временем, что с остальным делает их уязвимыми к манипуляциям. Отсюда и популярность «экспертов» всех рангов которым люди готовы верить без всяких вопросов.

Таким образом, археологи, пользующиеся полным доверием людей, и являющиеся авторами мифа. А дальше, в процесс сотворения мифа, вовлекаются и все желающие, постепенно, вокруг мифа, появляются «Герои и Воры».

Так кто выступает Героями в этом мифе? Конечно – «защитники-активисты». Людям нравится, когда их кто защищает и решает их проблемы. Но если кто-то думает, что защита Китая заключается в эпической борьбе, то ошибается. Как правило, чтобы стать «защитником Китаево», достаточно сделать репост в ФБ, желательно с хештегом «поддерживаем прокурора» или «защитим Китаев», прийти на судебное заседание сделать селфи со строгим выражением лица и вуаля, вы зачислены в «Герои».

Я думаю, каждый человек знает, что такое труд, и насколько трудно получить результат, а такое направление как «борьба», тем более, потребует прилагать гораздо больше усилий и самопожертвования.

Но дело в том, что наши «герои», преимущественно никогда и нигде не работали, потому и неудивительно, что и «борьба» похожа больше на театральное представление – чем больше эмоций, тем скорее поверят зрители. Чем больше шума, тем больше народа тебя услышат.

Теперь по отношению к анти-героям, то есть «ворам». Это «Застройщики» и, конечно, строители. То есть это люди Действия и знают что такое труд и его результат.

Казалось бы, как лентяи могут быть положительными персонажами, а люди работающие ради общества – отрицательными? В том-то и дело, что это Миф, в нем все не так, как в жизни.

Осознает ли общество, что «герои» и «анти-герои» это Миф, а Реальность как раз прямо противоположна? Скорее всего, нет, потому что людям нравятся мифы. Людям нравится театрализованность действий, а не скучные научные исследования.

Надо признать, люди поверившие в существование Поселения, так же верили в мифы о победе «за две-три недели», о том, что ракеты можно сбивать банками с огурцами, что дроны можно собирать на кухне (а при случае поверят, что можно не выходя из кухни и под пивасек, выбирать себе враждебную цель через приложение Действие ).

Итак, мы определили авторов мифа о «Поселении в Китаеве», это археологи. Мы увидели главных действующих лиц – защитников – активистов и воров – застройщиков. Но остается вопрос, кто Заказчик этого Мифа? Кто пытается всех убедить в существовании Мифа? Чтобы понять, что ни Археологи, ни активисты не являются заказчиками, нужно задать один простой вопрос – а почему за почти 20 лет, они не подали иск в суд, или не обратились в другие правоохранительные органы, поскольку за 20 лет, это не первое столкновение с застройщиками? Потому что, как уже отмечалось выше, подать в Суд, это признак Борьбы, а наши герои привыкли к спектаклям. Следовательно, Заказчиком выступает Власть, в определенных ее институтах - Офис генерального прокурора (ОГП), Киевская городская военная государственная администрация (КМВГА), Министерство культуры и информационной политики (МКИП), а вместе Офис Президента, именно этот орган и назначает Генерального прокурора и руководителя Военной администрации в Киеве. И, соответственно, только Офис Президента может дать приказ ОГП начать дело. А дальше начинается тонкая игра с народом, через привлечение его к созданию коллективного мифа.

С одной стороны, подсознательно, у всех народов с древнейших времен сложилась парадигма: народ это Добро. Власть – зло. Людям проще делить все на «черное» и «белое», не прибегая к тонкостям. Но реальный мир гораздо сложнее. Это целый институт с огромным аппаратом чиновников, который существует именно для того, чтобы регулировать разные аспекты взаимоотношений в обществе. И в данной ситуации можно созерцать как Миф сталкивается с Реальностью. По закону жанра, Герой от народа должен противостоять Власти. Но в действительности, «Герой» апеллирует к власти (как отмечалось выше, например, хештегом в ФБ «поддержим прокурора »). Здесь и нужно уяснить, «Герои-активисты» не являются представителями народа, они только используют Миф в интересах определенных ветвей Власти. И проверяется это очень просто, нужно только спросить кто предоставил им мандат представлять народ? И тут необходимо, все же узнать то какое место занимает правительство в создании коллективного мифа, и почему конкретно представители Власти являются заказчиками данного мифа? Для этого нужно раскрыть еще один миф «влияние государства»

Часть 4. Миф третий "Влияние Государства".

Этот миф, как раз и выступает как фантомная боль с тех пор, когда Государство действительно управляло и владело всем и влияло на все. С тех пор, когда русские цари являлись «хозяевами земли русской», затем коммунистическая идеология не оставила никаких шансов для частной собственности и инициативы. Веками, людям вбивали в головы, что они «холопы», от которых ничего не зависит. А есть «Пан-барин», позже «начальник», вот они за всех все решают и выступают единственным критерием, кто прав. Кто нет. Со временем эта функция передалась чиновникам. Потому и на подсознательном уровне людям проще воспринимать Чиновника/Начальника как единственный источник истины. И в данном случае, археологи выступают как чиновники от археологии. Отсюда и подсознательное доверие к ним людей. Но это тоже Миф.

А что же происходит с точки зрения Закона? Действительно, существует памятник национального значения «Китаевское городище и группа курганых могильников». Согласно действующему законодательству, для того, чтобы «поселение» стало памятником археологии, его нужно внести в Реестр недвижимых памятников культурного наследия. Но только после того, как археологи передадут свои наработки разработчикам документации, а те в свою очередь передают на утверждение в Министерство культуры и информационной политики (МКИП). Что и на каком этапе сделано, сказать трудно, поскольку чиновники размывают свои полномочия и еще сильнее – собственную ответственность.

Но главное, нужно понять, не археологи, а Минкульт определяет наличие/отсутствие поселения как достопримечательности . Это по закону. Но мы имеем дело не с Законом, а коллективным мифом, работающим по другим правилам.

А что касается существующей памятки, которая внесена в Реестр, то есть Городище и курганы? Согласно тому же законодательству, именно государство в лице МКИП отвечает за надлежащее состояние памятника. Но каждый бывавший там может отметить, что состояние ее…мягко говоря далеко от должного. Хотя, как отмечалось выше, именно чиновникам решать, надлежащее состояние или нет.

Парадокс в том, что именно Закон поставил Чиновника выше Закона. Решение чиновника и есть Закон! Поэтому бесполезно бороться с коррупцией пока будет продолжаться подобное положение вещей.

Так как чиновники могут быть единственным источником истины, а правительство может оказывать влияние на все? К сожалению, нужно признать, что в условиях современного Мира, Глобализации и рыночной экономики, Государство в сфере культурного наследия является абсолютно беспомощным институтом. Чиновники, с их безответственностью, размытыми полномочиями и непониманием что такое труд на исход, никогда не смогут, ни сохранить культурное наследие, ни использовать в пользу общества.

В современном мире царит форма государственно-частного и частно-общественного партнерства. Но чтобы это заработало и у нас, нужно для начала осознать, что времена меняются, что нельзя все время создавать и существовать в условиях коллективного мифа.

Для того чтобы подвести окончательную черту под тем, для чего это все было изложено, нужно осознать, мы живем в Информационную эру, когда Информация может выступать и капиталом и Оружием. И в зависимости от того, как каждый из нас может этим пользоваться, зависит место каждого в этом Мире. Прятаться за Мифами игнорируя Реальность, не только ложная позиция, но и опасна. Мы каждый день сталкиваемся с разными мифами, как своими, так и навязанными другими людьми и странами. И отличить правду от фейка, не ввести себя в заблуждение, очень сложно.

И в заключение, посмотрите изображение композиции от генуэзского Мастера Франческо Квейроло. Она находится в капелле Сансеверо де Сангри в Неаполе. Мастеру понадобилось семь лет на создание шедевра, чтобы в мраморе, своим Талантом и Трудом, передать иллюзорность наших страхов и заблуждений, в которых мы находимся постоянно.

Поэтому позволю дать совет – смотрите на Мир критически, поднимайте собственное образование, учитесь работать и не бойтесь ошибок, интересуйтесь разными вещами, умейте задавать вопросы и искать ответы. И помните, время не стоит на месте. Не окажитесь в Его ловушке и не вводите себя в Оману.

Автор: Сергей Корженевский

Поделиться сюжетом

Последние новости

Супермаркеты резко взвинтили цены на мясо

Баклажаны теперь готовлю так: "Мастер Шеф" Хименес-Браво дал интересный рецепт

У игроков 15 часов на основные задания: для Hogwarts Legacy создают масштабное DLC

Украинцы могут получать пенсии по-новому: детали законопроекта

Полиция займется школьниками: будут реагировать очень быстро

Какие цветы можно сажать на зиму, чтобы они не замерзли: хозяйки поделились хитростями

Солдаты КНДР могут вступить в войну: "10 тысяч подготовленных военных"

Пенсия по возрасту или инвалидности: что выгоднее для украинцев

Ароматная уха по-одесски: простой рецепт от звезды "Мастер шеф" Татьяны Литвиновой

Конец печали и слезам: главный игровой провал 2024 года готовится вернуться с сенсацией

Облавы ТЦК после концертов должны проходить постоянно: нардеп предупредил уклонистов

Стоимость отопления вырастет на 110%: когда изменятся платежки

Гороскоп на 14 октября для всех знаков Зодиака: кто получит хорошие новости

Почему женщинам запрещено работать 14 октября и кому нужно надеть лучшую одежду сегодня: приметы и запреты на Параскевы

Во всем виновата россия: современный Нострадамус рассказал, как и где начнется Третья мировая война