ФНС зачищает рынок перевозок ХМАО банкротством АК «Геликс». Авиаторы рассчитывают на вмешательство Комаровой

ФНС зачищает рынок перевозок ХМАО банкротством АК «Геликс». Авиаторы рассчитывают на вмешательство Комаровой

В рассрочке погашения долгов по налогам предприятию отказывают.

В ХМАО разгорается конфликт с участием представителей регионального подразделения ФНС и известной авиакомпании «Геликс», осуществляющей перевозки более чем в десятке стран мира.

Фискалы настаивают на признании авиапредприятия финансово несостоятельным, вменяя ему многомиллионные долги по обязательным платежам в бюджет.

Примечательно, что подобные претензии предъявляют авиаторам не только в Югре, но и в других регионах присутствия «Геликса», однако, как отмечают представители компании, именно в ХМАО налоговики «не проявляют никакого желания конструктивно разрешать возникшие споры».

При этом предприятие с более чем 30-летней историей является одним из немногих, располагающих собственным флотом грузовых Ил-76, обеспечивающих оперативную доставку грузов на территорию Российской Федерации, получающих экспортную выручку в условиях сложной геополитической ситуации и, как заявляется, уделяющих пристальное внимание профессиональной ориентации молодежи.

Пока стороны приводят свои аргументы в преддверии дальнейших разбирательств, собеседники агентства в отрасли обращают внимание, что налоговая, вольно или невольно, может оказаться инструментом в конкурентной борьбе на рынке авиаперевозок Крайнего Севера и Сибири.

В Арбитражный суд ХМАО поступило заявление МИФНС №10 по ХМАО-Югре.

Инспекция настаивает на признании банкротом АО «Авиакомпания «Геликс» из Сургутского района, указывая на долг в размере порядка 39,8 млн рублей.

Иск на текущий момент к производству не принят.

Уточним, АК «Геликс» была создана в конце 1991 года в Перми, с 2017 года была «прописана» в Екатеринбурге, а с начала 2021 перерегистрировалась в Сургутском районе ХМАО, увеличив уставный капитал более чем до 180 млн рублей, а директором авиапредприятия является Вадим Балдин.

Ссылаясь на официальную информацию, компания обладает портфелем госконтрактов, в том числе с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в РФ», заповедниками на территории ХМАО и Пермского края.

Фирма обладает собственным флотом грузовых Ил-76ТД и вертолетов Ми-8, причем является 3-м в стране коммерческим эксплуатантом самолетов этого типа.

География полетов, помимо РФ, включает Алжир, Индию, Турцию, Туркмению, ОАЭ, Сирию, Южный Судан и другие страны.

Тем не менее в последнее время авиапредприятие столкнулось с финансовыми трудностями (чистый убыток по итогам 2022 года достиг 114,5 млн рублей) и претензиями налоговиков.

В сентябре директор «Геликса» Вадим Балдин адресовал обращение к губернатору ХМАО Наталье Комаровой, в котором подробно описал ситуацию и попросил оказать поддержку.

В частности, в документе упомянуты меры, предпринятые для улучшения транспортного снабжения на территории Югры.

«Геликс» закупил на собственные средства 4 Ил-76, 2 из которых уже поставлены «на крыло», открыл дочернее вертолетное предприятие – ООО «АК «Геликс Аэро» – для обеспечения нужд нефтяников, тушения лесных пожаров и поисково-спасательных работ, а также начал приносить экспортную выручку за счет работы на зарубежных направлениях.

Тем не менее, как следует из обращения, вместо поддержки со стороны региона, полагают авиаэксперты, компания столкнулась с «беспрецедентным давлением» со стороны представителей ФНС, выражающимся, среди прочего, в «искажении протоколов совещаний, вмешательстве в хозяйственные процессы, а также давлении на контрагентов, получающих запросы, не имеющие отношения к деятельности и формированию налоговой базы АК «Геликс».

Отдельно отмечается, что авиаторы готовы к конструктивному диалогу, а сама просроченная задолженность, образованная из-за инвестиций в восстановление закупленных судов, снижена с 58,3 до 34,1 млн.

Вадим Балдин также акцентирует внимание на различном подходе инспекций ФНС в регионах присутствия.

Особо хочу отметить, что за 2022 год и по сегодняшний день АО «АК «Геликс» было уплачено в бюджет налогов и сборов на сумму 54,9 млн рублей, а возмещенные суммы НДС идут в зачет неуплаченных налогов, но отношения это не меняет, конструктивного диалога по сложившейся ситуации не получается», – информирует глава АК, прося вмешательства губернатора.

Вскоре после этого последовала реакция, однако не та, на которую, вероятно, рассчитывали в авиакомпании.

Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО Ирина Каск направила материалы в УФНС по ХМАО с просьбой организовать изучение доводов, а в конце сентября ответила, что «оснований ставить под сомнение законность и обоснованность результатов проверки (принятых решений), проведенных компетентным органом, у меня как у уполномоченного не имеется».

В самом УФНС, как следует из документов, на которые сослалась бизнес-омбудсмен, никаких нарушений в работе своей структуры ожидаемо не обнаружили.

В частности, руководитель УФНС по Югре Михаил Бирюк парировал доводы о запросах контрагентам авиакомпании указанием на их статус высокого налогового риска и признаки «сомнительных» организаций.

«Довод общества об искажении налоговым органом протокола совещания путем исключения ответов руководителя на вопросы инспекции не подтверждается фактическими обстоятельствами», – также сообщил глава управления, отметив, что «пояснения отражены в краткой форме с сохранением сути».

«Осуществление налоговым органом своих полномочий не может расцениваться как давление и вмешательство в хозяйственный процесс налогоплательщика и его контрагентов.

Таким образом, инспекцией также не нарушены права и законные интересы, как общества, так и его контрагентов», – заявил Михаил Бирюк.

Относительно разного подхода к снижению штрафных санкций в разных регионах Вадиму Балдину пояснили, что решение по применению смягчающих вину обстоятельств принимает руководитель налогового органа, и в МИФНС №11 учли 4 таких обстоятельства, снизив санкции в 16 раз, что не противоречит законодательству.

Таким образом, претензии со стороны перевозчика, с точки зрения фискалов, «несостоятельны».

«Мы не раз подавали на нее, и нам отказывали, мотивируя тем, что мы не попадаем в критерии, соответствующие рискам банкротства.

Но при этом буквально через пару месяцев сами подают на нас иск о банкротстве.

Как это понимать? Почему нет желания искать механизмы взаимодействия с нами? Есть и другие вопросы.

В ряде регионов – Пермском крае и Ульяновской области, – где бизнес-климат, видимо, более благоприятный, мы проводим соцмероприятия, занимаемся профориентацией для детей.

Почему в Югре этого нет? Позиция, поддерживаемая бизнес-омбудсменом, и возможно, властями, недружественна к нам.

Нас почему-то не хотят слышать, и наверное, видеть», – рассуждает уже сам глава авиакомпании Балдин.

На фоне конфронтации авиаторов и фискалов своими суждениями делятся и отраслевые специалисты, давно работающие на рынке Большой Тюмени.

По их мнению, в этой ситуации «ФНС может играть роль, даже опосредованно, инструмента в конкурентной борьбе за гранью фола даже в пользу «ЮТэйра».

«Во всей «матрешке» роль «любимого» перевозчика давно закреплена за «ЮТэйром», в котором финансовая ситуация не раз приближалась к критической.

Но туда вваливали из бюджета миллиарды (только в июне 2022 года принято решение направить на покрытие убытков 3,65 млрд рублей.

– Прим.

ред.), лет 8 назад он «съел» порядка 14 миллиардов, что беспрецедентно.

Но есть нюанс, который не учитывают ФНС или чиновники.

Кто помогает «ЮТэйру», когда ему нужно привезти оборудование для выполнения их производственных задач? У них Ил-76 нет.

Это делает тот же «Геликс».

По сути, создается риск для обеспечения авиационно-транспортной системы огромной территории РФ.

Но об этом, похоже, подумать не спешат», – резюмирует опрошенный редакцией отраслевой эксперт.

Своим мнением поделился и главный редактор отраслевого агентства «Авиа.

Порт» Олег Пантелеев.

Собеседник «Правды УрФО» сказал, что не может судить о мотивах предъявляемых фискалами требований, но отметил особенности иска.

«Могу лишь отметить, что требования по банкротству авиакомпании со стороны региональной ФНС – явление очень нетипичное.

Как правило, такие иски поступают от лизинговых компаний или от поставщиков услуг.

Авиакомпании – крупные налогоплательщики и достаточно крупные работодатели, поэтому налоговики стараются до последнего не создавать им лишних проблем.

Тем более в нынешней ситуации работать за рубежом стало сложнее, а платить персоналу все равно надо, вне зависимости от того, занят он на выгодном международном проекте, или нет.

Переориентация на другие рынки – всегда сложная задача, которая требует времени.

Но «Геликс» действительно реструктурировал бизнес и продолжает искать новые рыночные ниши.

Надеюсь, что ФНС займет более конструктивную позицию по этому вопросу», – заключил Олег Пантелеев.

Поделиться сюжетом

Последние новости

В одной из воинских частей окупантов в Луганске массово исчезают новобранцы

Украинские «Леопарды» показали, как ведут «реальные танковые бои»

Пенсии не успевают за инфляцией: старики оказались на грани выживания

Как сказать на украинском "с легким паром": ошибка не только в переводе

Свалили мужчину на землю и пытались его связать: в ТЦК дали комментарий о скандальном инциденте

У руководительницы МСЭК Николаевщины нашли $450 тысяч и коллекцию драгоценностей, а у ее сына - паспорт РФ

Успейте закупить эти продукты до подорожания: времени не так много

Продавец премиальных автотоваров Дмитрий Рыжак продолжает работать на российском рынке?

В Сербии нашли дом первых людей, осевших в Европе 8 тысяч лет назад

В СНБО раскрыли причину ударов по российским спиртзаводам

Кличко на фоне скандала отстранил своего заместителя Прокопива

Риск отключений связи и света возрастает: Солнце находится на пике активности и угрожает здоровью людей

Быстрая запеканка с курицей и овощами: вкусный рецепт от "Мастер Шефа"

Зима придет рано: какие регионы накроют первые снегопады

Россияне ударили по Херсонщине, есть раненые