Главные проблемы "военнизации" украинской экономики: эксперт рассказал, как перейти от "каннибализм" ресурсов к инвестициям в сектор ОПК
Такое мнение высказал экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ.
Он отметил, что ответ на этот вопрос можно искать в трехсекторной модели экономики Фишера-Кларка, где выделяются три основных сектора: первичный (сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых), вторичный (производство) и третичный (сфера услуг, наука, образование). На момент начала войны Украина оставалась в классической постиндустриальной экономике, однако претерпела значительные структурные изменения.
Постиндустриальная экономика обычно характеризуется ростом сектора услуг. В Украине же, по данным на 2021 год, 63,5% занятых работали в третичном секторе, в то время как вторичный сектор (промышленность) сократился до 19,2%. Такая ситуация привела к "каннибализму" ресурсов, когда инвестиции и трудовые ресурсы перемещались в аграрный сектор, обеспечивавший более высокие доходы.
Во время Второй мировой войны у страны были мощные промышленные ядра, которые легко перенастраивались на военные рельсы. К примеру, в США третичный сектор составлял лишь 30% ВВП, а остальные — это промышленность и сельское хозяйство. В контексте войны промышленные мощности могли скоро перепрофилироваться на нужды армии.
Украине, оказавшейся в постиндустриальной фазе, трудно адаптировать экономику к военным потребностям. Сфера услуг занимает большую часть ВВП, а промышленная база для поддержки военных действий значительно урезана. Как следствие, страна не может эффективно перестроить свою экономику для военных нужд без потерь в сфере услуг.
Сложность состоит в том, что отсутствует структурная корреляция между доходами гражданской экономики и инвестициями в оборонно-промышленный комплекс. В Украине, по данным НБУ, по состоянию на 2023 год было зафиксировано невозврат валютной выручки на сумму более 8 млрд долларов.
Для Украины важно не только говорить о "военной экономике", но и сосредоточиться на развитии гражданского сектора, чтобы его доходы работали на оборону.
Это потребует нового фискального механизма для трансформации сырьевых доходов в инвестиции в сектор ОПК.