Фильм “Буча”: драма о насилии, которое оставлено за скобками
В Украине практически завершили работу над драмой “Буча” и готовятся показать ее на Берлинском кинофестивале, который пройдет в конце февраля 2024 года.
Если картина не будет допущена в одну из номинаций, то ей планируют устроить внеконкурсный показ 24 февраля. Vesti.ua были первыми, кто посмотрел черновой вариант картины.
Почему упреки в адрес авторов “Бучи” стали не актуальными
Фильм снят на основе реальных событий, которые происходили в начале войны, с момента первого дня оккупации Бучи и Ворзеля. Например, в картине частично показана история знаменитого украинского композитора Игоря Поклада и его жены, которые больше двух недель прожили под оккупацией россиян в Ворзеле. Главный герой здесь гражданин Казахстана, который, несмотря на возможность выехать из Украины, в первый же день стал волонтером и целый месяц занимался тем, что вывозил людей из городов Киевской области, захваченных россиянами.
Напомним, фильм вызвал шквал критики еще до того, как его начали снимать. Одни говорили о том, что такая картина не ко времени и снимать художественное кино о нынешней войне будет уместно только лет через десять после ее окончания. Другие упрекали в том, что проектом занялся один из бывших сотрудников студии “Квартал 95” Александр Щур (“Я, Ты, Он, Она”) и этот проект не более чем попытка хайпануть на актуальной теме.
Однако теперь эти упреки немного утихли. Для тех, кто упрекал в несвоевременности выпуска фильма, появился пример голливудской звезды израильского происхождения Галь Гадот. Актриса с недавних пор демонстрирует в США документальный фильм, в котором показаны зверства террористической группировки ХАМАС, совершенные во время вторжения в Израиль 7 октября. Громких упреков в адрес “суперженщины”, по крайней мере со стороны израильских медиа, не звучит. А у тех, кто уже увидел “Бучу”, после показа текут слезы и о “хайпожорстве” не возникает даже мысли.
Был еще один упрек в адрес “Бучи” от режиссера “Киборгов” Ахтема Сеитаблаева. В нем как будто включился цензор советских времен, когда актерам, игравшим легендарных личностей СССР, потом навсегда запрещали играть отрицательные роли. Например, так было с Константином Степанковым, который отлично сыграл Ковпака, после чего роли бандитов и негодяев, которых он блестяще играл до этого, ему были запрещены. В частности, он недоволен тем, что исполнитель главной роли в его фильме Вячеслав Довженко с положительного героя переключился на отрицательного. Напомним, он у Ахтема сыграл командира киборгов с позывным “Серпень”. А теперь он играет полковника ФСБ. И надо сказать, что эта роль получилась у него ярче. Довженко прекрасно показывает циничного палача, который как удав в начале усыпляет бдительность жертвы, а потом делает свой выстрел.
Благодаря именно игре Довженко получилась прекрасная дуэль национальных идей между его героем и волонтером, которого сыграл польский актер Цезарий Лукашевич. Если первый показал, как уверенный в себе преступник теряет над собой контроль, когда чувствует силу противника. То второй прекрасно сыграл перерождение, когда из запуганного и затравленного человека он превращается в бесстрашного героя, который идет на схватку с врагом. Правда, в причинно-следственную связь здесь не очень верится. Хотя Александр Щур в личной беседе утверждал, что даже те эпизоды, которые зрителю могут показаться нелепыми, являются тоже реальностью. Якобы об этом рассказал прототип этого волонтера.
Буча-лайт
Несмотря на то что авторы “Бучи” перед показом предупреждают, что фильм достаточно драматичный, эта картина покажется лайт-вариантом любой работы Ларса фон Триера. Продюсер и сценарист этой картины Александр Щур побоялся шокировать публику, поэтому решил не показывать вообще какое-либо насилие. Зритель видит только последствия. А самый жесткий кадр – это когда уличная собака обгладывает ногу мертвеца, лежащего на улице. В остальном авторы картины пытаются нагнетать атмосферу за счет музыки и фоновой картинки. Здесь уместным будет даже провести параллель с приемами Хичкока.
Щур предлагает людям включить ассоциативное мышление. В картине очень много метафор и параллелей. Например, в картине часто повторяется эпизод, где сверху показано, как машина главного героя едет по узкой черной дороге, а по бокам – черная вода. У многих киноманов тут же может возникнуть ассоциация с сериалом “Третий день”, где герой Джуда Лоу попадает в поселение, которое после прилива воды отрезает от материка. В обоих случаях это выглядит как путь в один конец. Но если обратиться к мифологии, то это не что иное, как ритуал египетского бога Акена, который перевозит людей из царства живых в царство мертвых.
Александр Щур с самого начала фильма настраивает зрителей на то, что им предстоит потрудиться во время просмотра, чтобы считать заложенные смыслы. В частности, главный герой, сидя на вершине Говерлы, упоминает “Божественную комедию” Данте Алигьери. Соответственно, будущий волонтер с вершины спускается в ад, где ему придется пройти эти девять кругов. А задача зрителей – их распознать.
Впрочем, захочет ли массовый украинский зритель разгадывать эти загадки, если исследователи констатируют усталость нашего общества от войны. Поэтому вряд ли у этой картины будут хорошие кассовые сборы.
Остается надеяться, что эта картина поможет получить больше симпатиков Украины за границей. Тем более что здесь есть еще и отсылки к нацистской Германии. Российские офицеры ФСБ ходят в черных кителях, как Гестапо. Ну а идеи, которые они провозглашают, – это откровенный нацизм. А росгвардейцы, крадущие ювелирные изделия из магазина или загружающие БТР бытовой техникой, – это лишь как маркеры данного вторжения.
Читайте также: