Василий Попадюк: "Если бы Гарретт играл классику, он бы зарабатывал мало"
1 декабря в Киеве в МЦКИ состоится концерт популярного канадско-украинского скрипача Василия Попадюка, которого называют современным украинским Паганини. Музыкант рассказал Vesti.ua, почему каверы на современные хиты играть выгоднее классики. А также каких привычных для нас традиций празднования Нового года нет в Канаде и почему продавцы каннабиса в этой стране банкротятся.
– С какой программой ты выступишь в Киеве, какие новые композиции появились и почему они?
– Со мной будет играть украинская, а не канадская группа Papa Duke Band. Поэтому мы готовим новые произведения. Из нового – будет латина и много хора. То, что у меня появится латина, объясняется очень просто. Дело в том, что в канадском составе моей группы есть кубинцы, и они придают свой колорит. Поскольку Канада – мультикультурная страна, поэтому и в нашей программе это ярко проявляется.
– Почему исполнять классику не так прибыльно, как современные поп-хиты?
– Невыгодно исполнять классику в Украине. В Канаде и других странах это достаточно нормальные заработки. Поэтому сольные исполнители зарабатывают довольно неплохо. Да и музыканты, работающие в оркестрах, тоже хорошо зарабатывают. По крайней мере, в Канаде на эти деньги прожить можно.
– Вместе с тем самый популярный скрипач последних лет Дэвид Гарретт в своих концертах в большинстве своем исполняет каверы на песни Coldplay, Led Zeppelin, Бруно Марса и других рок- и поп-звезд. Почему?
– Если бы он исполнял классическую программу, таких заработков не было бы. Он довольно хороший классический скрипач, снялся в главной роли в фильме “Паганини: скрипач дьявола”, а на концертах исполняет его произведения. Но публика не любит, когда ее поучают и обучают. Им нужны легкие современные ритмы – музыка из фильмов о Гарри Поттере или “Пиратов Карибского моря”. То есть то, что можно сыграть тремя пальцами. Людям тяжело воспринимать более сложную музыку. Она скорее для эстетов, имеющих хотя бы начальное музыкальное образование.
– Где ты сейчас проводишь больше времени – в Канаде или в Украине?
– В основном я на гастролях. Только-только закончилась пора фестивалей, и я выступал и в Америке, и в Канаде, и в Европе. Много проводится украинских фестивалей. Например, недавно мы с Олегом Скрипкой выступали на одном из таких в Вашингтоне и собрали 600 тысяч долларов для помощи Украине.
- Гастролируя по миру, ты можешь, глядя на публику, сказать, где больше всего и меньше поддерживают Украину?
– Если уже проходит мероприятие, то понятно, что на него приходят те люди, которые поддерживают Украину. А учитывая разговоры среди жителей Канады, люди из Ирака не поддерживают Украину, говорят: зря вы упираетесь. А вот ирландцы, наоборот, поддерживают нас полностью. У меня сосед ирландец. Я поставил украинский флаг на своем доме, и он тоже так сделал. А у нас напротив живет россиянка, и она выходит и радуется нашим флагам. Если бы вы оказались в Торонто в Даунтауне, то смогли бы увидеть почти на каждой машине украинский флаг или надпись – F*ck off, Russia. Я даже в Украине не вижу столько флагов, сколько в Канаде.
– Есть ли в Канаде какое-либо распределение между гражданами относительно поддержки Украины и по какому принципу это происходит?
– В основном украинцев поддерживают не только те, кто переехал из Украины, но и канадцы. Но есть немало тех, кто уже пережил войну, и они не поддерживают нас. Кроме иракцев, это сербы.
– Почему скрипачи мечтают играть на скрипках Страдивари или Гварнери? Чем современные инструменты хуже и разве они не совершенствуются с годами?
– До сих пор не найден секрет лака. Вроде бы многое сделали в усовершенствованном инструменте и нашли новые рецепты лака, но звучание все равно не такое. Звучание старых скрипок – уникально! Оно звучит далеко. Да и сам звук такой, что его ни с каким другим не перепутаешь. Страдивари – это Страдивари. Это как картины старых мастеров. Оригиналы стоят миллионы. А когда делают копии, все равно получается что-то не то.
– Скоро Новый год. Какие традиции, в том числе телевизионные, в Канаде – что смотрят и что готовят?
– Главное отличие в том, что главный праздник не Новый год, а Рождество. Да и в принципе светские праздники не отмечают так широко, как религиозные. Таких традиций, которые были в советское время, – смотреть "Иронию судьбы" и есть салат "Оливье", – в Канаде нет. Последний Новый год я вообще проспал. Телевизор чаще вообще не включают. Те, кто из Украины, чаще слушают колядки и прочее. Нет даже традиции снимать для телевидения праздничные концерты с участием главных звезд страны. Единственное, что есть, – это транслирующиеся фильмы о Рождестве. Но не один какой-то единственный, а все, что существует. Кстати, празднуется два Рождества – католическое и православное. И в таком случае на один праздник навещают родителей жены, а на другой – мужа, или наоборот. А на Новый год люди бегут на главную площадь своего города и празднуют там.
– Канада стала одной из первых стран, разрешивших продажу марихуаны. Ты от этого почувствовал в большей степени негатив или позитив?
– Да, в Канаде разрешили это с 2019 года. Удивительно, но люди стали меньше курить марихуану, им это стало просто неинтересно. Наоборот, компании, которые этим занимаются, банкротятся. Магазины каннабиса – на каждом шагу, а еще разрешено выращивать у себя на огороде шесть кустов. Но на этот товар нет большого спроса. Все думают: о, наркотики, сейчас будут большие бабки. Но ничего подобного. Мой друг купил две фабрики, теперь пробует продать и не может. Уже потерял кучу денег.