"Выше скорость — больше денег": Кто снабжает курьеров запрещёнными электровелосипедами, на которых они бьются сами и давят других
Взрывной рост бизнеса по доставке продуктов привёл к хаосу на дорогах: курьеры на электровелосипедах сбивают прохожих, таранят автомобили, разбиваются сами.
Проект SHOT ПРОВЕРКА выяснил, кто обеспечивает курьеров опасными и запрещёнными электровелосипедами.
Шальные курьеры.
— У меня велосипед — киловатник! Я люблю скорость, я за неё плачу, — хвалится один из велокурьеров агенту SHOT ПРОВЕРКИ.
При этом он прекрасно осознаёт, какие риски несут его скоростные доставки для него самого и окружающих пешеходов.
— Шах недавно разбился (прозвище коллеги доставщика.
— Прим.
Лайфа), улетел в дерево.
Повезло, что был в шлеме, иначе бы убился.
У него велик был самый мощный из всех, что я видел, на нём как на мотоцикле.
В последние годы жителям Москвы и других крупных городов приходится быть максимально внимательными не только при переходе дороги, но даже на тротуарах.
В любой момент на пешехода на огромной скорости может налететь курьер одной из многочисленных служб доставки на электровелосипеде.
Такая же опасность грозит и автомобилистам.
Вот, например, сводка ДТП с участием курьеров в Москве за последние месяцы.
30 июля доставщик на электровелосипеде сбил 13-летнюю девочку около дома на 15-й Парковой улице на востоке Москвы.
С многочисленными травмами подростка госпитализировали.
20 августа в центре Москвы на Пречистенке 20-летний курьер на электровелосипеде решил проскочить перекрёсток на красный свет и буквально снёс 68-летнюю пенсионерку, переходившую дорогу.
От мощного удара женщина отлетела в другую сторону.
У обоих многочисленные переломы.
А 28 августа курьер на электровелосипеде сбил шестилетнего мальчика на Черноморском бульваре.
Его увезли в больницу.
Мать рассказала, что курьер просто поправил рюкзак и уехал доставлять заказ.
Оперативникам удалось найти курьера.
У него оказались поддельные документы.
Возбуждено уголовное дело, суд отправил его в СИЗО.
24 сентября курьер на электровелосипеде мчался на огромной скорости на Ткацкой улице прямо по встречной полосе и протаранил автомобиль Subaru.
Курьера увезли в реанимацию.
— Не так давно проводили краш-тест столкновения электросамоката с пешеходом на скорости 20 км/ч.
Выяснилось, что муляж пешехода получил удар с ускорением почти 8G, это считается смертельным ускорением, — рассказывает председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов.
По самым скромным подсчётам, по Москве на электровелосипедах, самокатах, моноколёсах гоняет около 150 тысяч курьеров.
Это связано с тем, что самые выносливые и динамичные доставщики могут зарабатывать больше 100 тыс.
рублей, что уже сравнимо со средней зарплатой по Москве (по данным на 1 октября 2023 года — 125,6 тыс.
Чтобы заработать, нужно успеть доставить как можно больше заказов.
Тут важна скорость.
Именно поэтому курьерские компании быстро пересадили доставщиков на электрические самокаты и велосипеды.
Сами курьеры плюют на законы и правила дорожного движения, что подтверждает статистика УГИБДД ГУ МВД РФ по Москве.
Они не учитывают, что летящий на скорости 60 км/ч велосипед на тонких шинах фактически невозможно остановить перед внезапным препятствием.
ДТП с участием курьера-велосипедиста.
В мае прошлого года рейд ГИБДД за три дня выявил в Москве почти 3,5 тысячи доставщиков-нарушителей.
В основном они попадались на проезде на красный, езде по зебре и создании помех пешеходам на тротуарах.
А за одни только выходные в конце сентября 2023 года было выявлено более 2,5 тыс.
нарушений правил дорожного движения со стороны самокатчиков, велосипедистов и прочих пользователей электротранспортом.
Согласно данным, опубликованным Научным центром безопасности дорожного движения МВД России, в 2022 году зарегистрировано 941 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), сейчас так называются колёсные гаджеты мощностью до 250 Вт.
Погибших за этот период оказалось 19 человек.
Это на 40% больше, чем годом ранее, и более чем в два раза, чем в 2020 году.
Реальные цифры, конечно, гораздо серьёзнее.
— Эти цифры характеризуют только официальную статистику ДТП, большая часть происходит в слепых зонах придомовых территорий или попросту не оформляется, — рассказал SHOT ПРОВЕРКЕ начальник управления внешних связей Межрегиональной ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний Дмитрий Сидоренков.
Летом этого года в МВД опубликовали 150-страничный обзор ситуации с ДТП в России в 2022 году.
Чем различаются электровелосипеды.
В России уже давно стоит вопрос о контроле над персональным электротранспортом.
В марте этого года в правилах дорожного движения наконец-то появилось официальное определение СИМ: средство индивидуальной мобильности.
СИМ — транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей): электросамокат, электроскейтборд, гироскутер, сегвей, моноколесо и др.
Номинальная мощность таких устройств не должна превышать 250 Вт, а максимальная скорость — 25 км/ч.
В этом случае их водители могут руководствоваться правилами для пешеходов, водительское удостоверение, как и каска, зеркала заднего вида и включённые ходовые огни необязательны.
Всё, что выше 250 Вт, подпадает под понятие "транспортное средство".
Для управления такой техникой необходимы мотоциклетные права и шлем.
Двигаться можно лишь по проезжей части с соблюдением знаков и сигналов светофоров.
Смертельный тюнинг.
На деле 25 км/ч — это очень медленно для современных доставщиков пиццы и воков.
Поэтому в Москве расцвела целая индустрия продажи и сдачи в аренду электровелосипедов мощностью на бумаге 250 Вт, а реальной — 500 Вт, 1 к.
Вт и даже 4 к.
При многих торговых точках имеются собственные тюнинг-ателье, где за полчаса к любому электровелику прикрутят дополнительных лошадей — были бы деньги.
На сайте одного из продавцов электровелосипедов представлены три модели, которые часто можно видеть на улицах Москвы.
Их реальная мощность 500 Вт.
На них курьеры гоняют без шлемов и прав.
Как выяснили агенты SHOT ПРОВЕРКИ, к такому электровелосипеду продавцы в лучшем случае прикладывают договор, в котором указаны номер рамы и реквизиты ИП с какой-нибудь немосковской пропиской.
Весь расчёт на то, что ни один гаишник на глазок не сможет определить реальную мощность двигателя.
Параметры электроколеса, в котором и находится двигатель, в бумажке никак не прописывается.
Моторы разной мощности выглядят одинаково и отличаются только размерами.
С точки зрения закона остановить подобный беспредел возможно: в УК РФ есть подходящая статья — 326 (подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства), санкции по которой предусматривают до трёх лет заключения, если в деле повяжут сразу группу лиц.
Оформляя ДТП с очередным доставщиком, гаишники стараются оформить его гаджет как обычный велосипед.
Но на каждого такого заряженного электровелосипедиста никаких гаишников не напасёшься.
К тому же, как говорит председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов, оформляя ДТП с очередным доставщиком, гаишники стараются оформить его гаджет как обычный велосипед.
Службам доставки тоже невыгодно раскрывать правду о мощности электровелосипедов.
Ведь именно динамичные модели позволяют им совершить больше заказов и, соответственно, заработать.
Зачастую курьеров используют втёмную: им говорят, что, мол, у тебя электровелосипед всего лишь на 240 Вт, поэтому права и шлем не нужны.
В итоге сами курьеры калечатся, разбиваются и давят других.
Последствия ДТП с участием курьера-велосипедиста в центре Москвы.